Ричард Хью Блэкмор (Richard Hugh Blackmore) родился 14 апреля 1945 г. в маленьком английском городке Уэстон-Супер-Мэр; вскоре его родители переехали в один из пригородов Лондона. На гитаре научился играть в 11 лет. Еще в школе Блэкмор организовал свою первую группу: «21’s Coffee Bar Junior Skiffle Group» — в ней Ричи играл на акустической ритм-гитаре. Затем — скиффл-группа «Dogbox». Далее — любительская группа «Доминэйторз» (The Dominators) (в ней начал свою карьеру барабанщика знаменитый Мик Андервуд (Mick Underwood) ), соло-гитаристом был Роджер Мингэй (Roger Mingay). Следующая группа называлась «The Condors», она же была последней перед выходом Блэкмора на профессиональную сцену.
В мае 1961 г. группа «The Savages» объявила конкурс «На замещение вакантной должности соло-гитариста». Лидер группы, вокалист Лорд Сатч (David Sutch), уже забраковал с десяток кандидатов, когда в репетиционный зал вошел мужчина средних лет, тащивший за собой подростка с гитарой. Мужчину звали Арнольд Блэкмор, подростка — Ричард. Во время прослушивания Блэкмор-старший сидел на табуретке рядом с сыном. Шестнадцатилетний Ричи продемонстрировал такое мастерство владения инструментом, такой дар импровизации, что штатный гитарист группы Роджер Мингэй (Roger Mingay) на следующий день подал в отставку: ни о какой конкуренции не могло быть и речи. Но Блэкмор не торопился принять предложение, считая себя «не вполне готовым к профессиональным выступлениям». В том же 1961 году он поступил на заочное отделение Лондонской консерватории по классу скрипки. И лишь спустя год, в апреле 1962-го, Ричи решил, что может стать профессионалом, и принял предложение «The Savages».
К этому шагу он подготовился основательно. Днем он работал в аэропорту радио-механиком, а каждый вечер помногу часов терзал первую купленную за свои 22 заработанных фунта гитару. Поднакопив денег, Ричи покупает новую гитару «Гипсон-335», которая становится его спутником на последующие 10 лет. Упражняясь ежедневно по 6 часов, музыкант добивается феноменальной виртуозности, которой завидовал не один известный мастер.
Сотрудничество Блэкмора с «The Savages» продолжалось недолго, и уже в октябре 1962 г. он занял место гитариста в «The Outlaws». До прихода Блэкмора соло-гитаристом «The Outlaws» был его несостоявшийся конкурент Мингэй: складывалось впечатление, что Ричи поставил перед собой цель выжить Мингэя из рок-музыки, и, надо сказать, это ему удалось — покинув «The Outlaws», Мингэй эмигрировал в Австралию, где и затерялись его следы.
В «The Outlaws» Блэкмор играл полтора года — за это время группа записала четыре «сорокапятки», дала серию концертов с такими известными исполнителями, как Джин Винсент (Gene Vincent), Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis) и Джон Лейтон (James Leighton). Но в апреле 1964 года Ричи покинул и эту группу: «В прессе мы регулярно получали отрицательные рецензии, причем критиков меньше всего занимала наша музыка — они обсуждали наши сценические костюмы, издевались над нашими прическами, в общем, их интересовало все, что угодно, кроме песен». Возможно, рецензентам не нравилось название («The Outlaws» в переводе с английского означает «объявленные вне закона»), и поэтому они поставили группу вне закона объективности, но, как бы там ни было, неприязнь Блэкмора к музыкальным изданиям, его отвращение ко всякого рода интервью надо искать именно там, в первой половине 60-х.
Как только Блэкмор освободился от обязательств перед «The Outlaws», его тут же пригласила группа из Саутгемптона «Гейнц и дикари»: за несколько месяцев «Дикари» умудрились объехать с гастролями Скандинавию и Австралию (кстати, в Швеции «закрученные» соло Блэкмора — «Дикаря» помнят гораздо лучше, чем его выступления в составе «Дип Перпл»).
Новый 1965 год застал Блэкмора в новой группе «The Crusaders», которую возглавлял известный певец Нейл Кристиан (Neil Kristian), и в которой начинал свою карьеру прекрасный гитарист Альберт Ли (Albert Lee). Известие о предполагаемом участии Ричи в концертах группы «вышибло» из нее довольно неплохого гитариста Фила Макпилла, который с тех пор бесследно исчез. Немногочисленные в то время английские гитаристы начали поговаривать, что становиться на пути у Ричи Блэкмора небезопасно! Сотрудничество Ричи с «Крусэйдерс» проходило в три этапа, но на первом — с января по февраль 1965-го — оно было формальным: Блэкмор лишь подтвердил свое желание работать с группой, не более.
Он вернулся в «The Savages», но дискуссии с лидером группы Лордом Сатчем постепенно приняли такой острый характер, что через три месяца Блэкмор ушел, прихватив с собой бас-гитариста Эйвида Андерсона и барабанщика Торнадо Эванса. Трио предложило свои услуги Джерри Ли Льюису (Jerry Lee Lewis), тот их принял и отправился на гастроли в ФРГ. Завершив концертную программу, Льюис предложил музыкантам долгосрочный контракт, но поскольку Блэкмора никогда не привлекала карьера чистого инструменталиста в группе при певце — даже таком великом, как Джерри Ли Льюис, — от контракта он отказался. Музыканты остались в ФРГ, и их пригласил для выступлений музыкальный клуб в Бохуме. Это было в декабре 1965 года.
Группа называлась «Три Мушкетера» — музыканты выходили на сцену в камзолах, при шпагах, а в перерывах между песнями устраивали фехтовальные инсценировки. Все шло прекрасно, но администрация «Стар-клуба» решила, что мушкетерские забавы проходят чересчур шумно, и расторгла контракт. В январе 1966 года «Три Мушкетера» сложили свои шпаги.
Весной трио вернулось в Англию и полным составом влилось в остатки только что распавшихся «Крусэйдерс». Блэкмор написал для нового состава песню «Это прекрасно», она попала на 14-е место английского хит-парада, и о Ричи заговорили не только как о талантливом гитаристе, но отметили и его композиторские способности (кстати, эта песня — единственная, в которой Блэкмор исполняет ведущую вокальную партию). Летом 1966 года группа отправилась на гастроли в Европу, и … на этом второй этап сотрудничества с «The Crusaders» завершился: Ричи в очередной раз поверил обещаниям Лорда Сатча не скандалить и не склочничать и присоединился к его новой группе «Римская Империя».
Состав «Римской Империи» подбирался весьма тщательно: помимо Сатча и Блэкмора, в группу входили не менее сильные музыканты, такие как клавишник Мэттью Фишер (Matthew Fisher), позже получивший известность в «Procol Harum», бас-гитарист Тони Дэнджерфилд (Tony Dangerfield), до «Империи» игравший в дюжине различных групп, а после нее собравший воедино будущих «ELO», прекрасный саксофонист Джоэл Джеймс и ветеран «Сэвиджиз» барабанщик Карло Литтл. Музыканты «Римской Империи» выступали в гладиаторских тогах, и Лорд Сатч, несмотря на все обещания исправиться, впал в манию величия и стал именовать себя Цезарь Сатч. Блэкмору все это надоело, и он вновь отправился в ФРГ (после его ухода «Римская Империя» прекратила свое существование), где ненадолго присоединился к гастролирующим «Крусэйдерс». Кроме того, Блэкмор играл с такими известными инструменталистами, как Джимми Пэйдж (Jimmy Page), Джефф Бэк (Jeff Beck), Ники Хопкинс (Nicki Hopkins) и др. «Группы менялись, как в калейдоскопе, но ни одна из них не соответствовала тому идеалу, который сложился в моем воображении, — вспоминал Блэкмор, — было ясно, что продолжать таким образом можно до бесконечности, но количество никогда не перейдет в качество, поэтому я решил на время прекратить музыкальную карьеру».
Днем Ричи бесцельно слонялся по Гамбургу, а вечерами, запершись в гостиничном номере, разыгрывал бесконечные гаммы, готовясь к выпускному экзамену в консерватории. К сентябрю он не выдержал и с тремя приятелями организовал квартет «Madrake root», просуществовавший всего месяц. До концертов дело так и не дошло. В октябре 1967 года Блэкмор вернулся в Англию, получил диплом об окончании консерватории и снова уехал в ФРГ. В Гамбурге вместе со своей подружкой Бете он поселяется на квартире, где днями и ночами рвет струны, оттачивая свое мастерство. Так продолжается до того дня, пока он не получает телеграмму от Кертиса и его друзей из Лондона. «Профессиональный органист и перспектива группы с выделенными клавишными, — говорил Ричи, — казались очень заманчивыми, и я решил срочно лететь в Лондон». Как оказалось, он вылетел навстречу «Deep Purple»…
…Когда «Deep Purple» стали одной из самых известных групп в мире, Блэкмор приобрел титул «мрачного и непостижимого короля хард-роковой гитары». Это, надо полагать, шло от средневековой манеры одеваться: Ричи часто красовался в шляпе-модели XV века, которая снискала название «охотник за ведьмами», а также от неласковой манеры обращения с пишущей братией. Титул же «короля» Блэкмор получил заслуженно. Он очень техничен, стиль его игры индивидуален. Сам Блэкмор объясняет это следующим образом: он почти не слушает игру других гитаристов, зато с детства любит скрипичную и виолончельную музыку. Видимо, не последнюю роль сыграло и его консерваторское образование.
Имея массу поклонников и подражателей, а также немало денег, Блэкмор все же не был доволен своим участием в составе «Дип Перпл». «Я начал уставать от коллег и от их идей: все как-будто под копирку… Мы просто обленились. Например, если нам выделялось две недели отдыха среди гастролей, чтобы записать новый альбом, то из них двенадцать дней мы играли в футбол, один — отсыпались, а репетировали лишь в оставшиеся часы. Большинство вещей мы писали прямо в студии, полагаясь при этом на ремесленные навыки, а не на вдохновение или творчество», — заявил он и 7 апреля 1975 года покинул «Дип Перпл».
Нарезка солопартий Ричи Блэкмора с живых выступлений
Во время американских гастролей «Дип Перпл» часто выступали в совместных концертах с местной группой «Elf». Блэкмор, уйдя из «Дип Перпл», отправился в Нью-Йорк и предложил музыкантам «Эльфа» организовать новую группу — «Rainbow» — «Радуга». В ее состав, кроме Блэкмора, вошли: Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio) (вокал), Микки Ли Соул (Mickey Lee Soule) (клавишые), Грэг Грубер (Craig Gruber) (бас-гитара), которого почти сразу же заменил Джимми Бэйн (Jimmy Bain) из группы «Харолт»; Гари Дрисколл (Gary Driscoll) (ударные). В том же году вышел первый альбом группы — «Ritchie Blackmore’s Rainbow», куда вошли композиции, представляющие собой мелодичный вариант стиля хард-энд-хэви. ( См. также историю группы Rainbow.). В начале 80х в группе начали возникать конфликты, так же, как раньше и в Deep Purple. Сам Блэкомор довольно откровенно признается в этом:
«Уходя из «Дип Перпл», я хотел, чтобы мне дышалось легче, а теперь «Рэйнбоу» в некоторых странах, например, в Японии, даже более популярна, чем «Дип Перпл». Я не ждал и не хотел такой реакции. И сейчас я снова там, откуда бежал — в зоне высокого напряжения».
— Ну и что же остается делать, мистер Блэкмор?
«Когда я чувствую, что рок-н-ролл уже сидит у меня в печенках, а это бывает довольно часто, я прихожу домой, ставлю пластинку с музыкой Баха, средневековой музыкой, и ухожу в нее… Я очень люблю классическую музыку. Бах — это 80% всего, что я слушаю».
— Выходит, вы играете не ту музыку, которую любите? Участие в рок-группе для вас — компромисс?«Я хотел бы исполнять классическую музыку. Но я никогда не смогу делать это так, как мне хочется. Выступления в камерных или симфонических оркестрах мне кажутся безумно скучными. Если бы была такая возможность, я бы путешествовал с бродячим балаганом и играл средневековую музыку под открытым небом. Ближе всего к этому идеалу все-таки стоит рок-группа. В рок-н-ролле есть этот дух праздника, есть и живое наслаждение. Но как вспомню кислые и равнодушные физиономии оркестрантов, когда мы записывали «Старгейзер» («Звездочет», 1976) … Наверное, я никогда не буду счастлив в музыке…»
Да, наверное, тут Ричи прав. Ведь кто еще знает его так хорошо, как он сам? Ни старые группы начала 60-х годов, типа «Гамбургер Фэйсез», ни легендарные «Дип Перпл», ни «Рэйнбоу», ни сольные альбомы (их Ричи записывал параллельно с игрой в «Рэйнбоу») не принесли ему полного творческого удовлетворения…
Вскоре «Рэйнбоу» перестает существовать как группа.
Музыканты, всякий раз разные, собираются по призыву Блэкмора лишь на время записи диска, сингла или для гастрольной поездки. В начале 1984 года Ричи Блэкмор и Роджер Главер вернулись во вновь собравшийся «Дип Перпл».
После своего очередного ухода из «Deep Purple«, Ритчи Блэкмор не долго думая, взял мало известных музыкантов и записал с ними потрясающий альбом в духе «Rainbow Rising», с очень интересным вокалом, таким образом, возродив «Rainbow», показав всем, что он не стоит на месте, а готов вести дальнейшие поиски музыкальных путей и форм. В этом ему помогали Дги Уайт (Doogie White) – вокал, Джон Джи Рилли (John J. Reilly) – ударные, Грег Смит (Greg Smith) – бас-гитара, Пол Моррис (Paul Morris) – клавишные, и Кандис Найт (Candice Night) – его супруга.
Альбом получился очень ровным и сильным. Заглавная вещь «Wolf To The Moon» очень мощная вещь, в духе лучших хитов «Rainbow«. «Ariel, где впервые звучит голос Кендис, сделана в восточном стиле, так любимом Блэкмором. Его гитара передает весь колорит востока, это звучит феноменально.
Но как всегда Ритчи резко меняет свои планы и оставляет ребят в недоумении. Все превосходно, альбом нравится публике и критикам, имеет успех на всех континентах, надо развивать его дальше – так думают все участники «Rainbow«, но не Ритчи Блэкмор. Он ни чего, не говоря им, приступает к своему новому проекту со своей супругой, как полагали многие, используя сочетание фамилий «Blackmore’s Night«. Но вот как сам Ритчи говорит о появлении такого названия.
Это идет от «Красного барона» — немецкого пилота времен первой мировой войны, и Снупи — героя мультфильма. Я написал песню про Cнупи, который гоняется и вступает в схватку с Красным бароном. Я однажды спел эту песню на Рождество и гостям очень понравилась. Веришь или нет, но я спел ее 30 (!) раз на бис. И это продолжалось всю ночь — песня про Снупи. И ночь была названа «ночью Блэкмора». Отсюда и название.
Будучи на гастролях в Германии он встречает музыкантов, которые играют на старинных инструментах средневековую музыку. Ритчи давно увлекся средневековой музыкой, а сейчас у него появился шанс ее исполнять. Он засел в домашнюю студию, и в результате получился оригинальный альбом. Ритчи сам исполнил партии ударных, гитары, банджо, бас. Кендис – вокал, Пат Руган – клавишные. Для записи песни «Play, Minstrel, Play» – он пригласил (Ian Anderson) из группы Джетро Талл (Jethro Tull) – известного флейтиста.
Мало того, что Блэкмор на обложке выглядел обрюзгшим и изрядно растолстевшим, так и репертуар разительно отличался от всего сделанного им ранее: пластинка состояла из песен, стилизованных под старинные шотландские фолк-баллады или средневековые мадригалы.
На своей новой пластинке Блэкмор и его законная супруга Кэндис Найт, отдавая дань эпохе Ренессанса, предстают в роли музыкальных алхимиков, изготовивших сплав рока и европейской фолк-музыки с примесями в виде мелодий XVI века. В своей неподражаемой манере Блэкмор мастерски имитирует самую разную музыку средневековья, в которой перемешались Романтизм, Мистика, Страсть и Патетика. Эта смесь приправлена электрическими и акустическими гитарами, различными средневековыми струнными, очаровательным голосом Кэндис Найт и доставит истинное удовольствие всем настоящим поклонникам европейского фолк-ренессанса.
По материалам книги «Deep Purple, 1992» и ряда других источников.
Книга История группы Deep Purple. 2009 г. Томпсон Д. «Чаще всего, — рассказывает Роджер Гловер, — я слышу от фанатов такие слова: «Я вырос на музыке «Deep Purple». На это я неизменно отвечаю: «Ну надо же! Я тоже». Подробнее » | Диск Deep Purple (MP3). Диск 3 Perfect Strangers (1984) — 1-9 треки The House Of Blue Light (1987) — 10-19 треки Nobody’s Perfect (1988) — 20-33 треки Подробнее » |
Подписка на обновления | |
Блэкмор велик.Лучший из лучших.
Вот здесь еще биография неплохая: http://www.people.su/131626
Комментарий by Александра — 03.11.2012 @ 4:26 дп
Ричард Блэкмор — замечательный музыкант, композитор и человек! И еще красавец-мужчина!
Комментарий by Вика — 09.12.2012 @ 3:19 пп